15-10-2014 19:35

Люстрация в вопросах и ответах

В Украине принят Радой и подписан президентом закон о люстрации. Вся страна внимательно следила за перепетиями принятия этого документа. Большинство украинцев твердо убеждены, что без очищения власти, результаты Майдана будут утеряны. Страна не изменится. Потому закон о люстрации стал одной из самых обсуждаемых тем в социальных сетях.

Политическая партия ВОЛЯ, благодаря которой мы и получили этот закон, на своей странице в ФБ опубликовала ответы на вопросы, которые интересуют людей. Учитывая важность этого законодательного акта мы предлагаем нашим читателям также ознакомиться с этим материалом.

Люстрация: как у них и почему не у нас?

Люстрационный закон вызвал целую волну вопросов, которые многие из вас ставили нам в комментариях на странице и личными сообщениями. Поэтому мы собрали их в один документ и попросили юристов партии дать на них юридически точный ответ. Если у вас есть другие вопросы, пожалуйста, задавайте их в коментярях этому документу - будем его дополнять. Рекомендуем также просмотреть текст законопроекта: http://iportal.rada.gov.ua/fsview/98032.html

1. КТО БУДЕТ ЛЮСТРОВАН

1.1 Распространяется закон на депутатов?


     Если лицо не отвечает люстрационным критериям, предусмотренным ст.3 Закона, независимо от того был (есть) человек депутатом или нет он не может занимать должности, предусмотренные ст. 2 Закона. Одновременно любое лицо, независимо от того, подпадает ли оно под критерии, определенные ст.3 оно может быть избрано народным депутатом Украины.

1.2. Распространяется ли закон на представителей органов местного самоуправления?

     Ситуация аналогична п. 1.

1.3. Подпадают ли под люстрацию председатели районных госадминистраций, которые занимали свои должности при Януковиче?

     Да, подпадают, но не все. Под люстрацию подпадают председатели районных госадминистраций, которые работали на своих должностях или на других должностях, предусмотренных ч.1 ст.3 Закона совокупно не менее одного года в период с 25.02.2010 по 22.02.2014. Или занимали свои должности в период с 22 ноября 2013 по 22 февраля 2014 и не освободились за это время по собственному желанию.

Таким образом, под люстрацию НЕ подпадают те председатели райгосадминистраций, которые занимали свои должности с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 совокупно менее одного года, или же те, которые уволились по собственному желанию в период с 22 ноября 2013 по 22 февраля 2014 , или которые не проработали больше года и не работали в этот период времени.

При этом, если чиновник проработал не менее года в период с 25.02.2010 по 22.02.2014 года, то он в любом случае, в не зависимости от увольнения по собственному желанию, будет люстрований по ч.1 ст.3 Закона, поскольку это правило является безусловным и не имеет привязки к правила, определенного ч.2 ст.3 Закона.

Или, если чиновник не проработав год, работал в период с 22 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года и не освободился за это время по собственному желанию, он будет люстровано по ч.2 ст. 3 Закона.

   Отдельной статьей предусмотрено освобождение от процедуры люстрации в связи с участием в АТО на Востоке Украины (ч.7 ст.1 Закона).

1.4. Подпадают под люстрацию руководители районных отделов милиции, которые были на должностях при Януковиче?


     Да. По нашему мнению, термин "территориальные" (региональные) управления, принятый в п. 8 ч. 1 ст. 3 и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона распространяется и на руководителей райотделов милиции. В то же время, стоит отметить, что употреблена в п.8 ч.1 ст.3 и в п.4 ч.2 ст.3 Закона фраза «территориальный (региональный) орган» касается не только органов МВД, но и прокуратуры, службы безопасности Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и / или таможенную политику, налоговой милиции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах в городе Киеве.

При этом, в сложившейся практике МВД, все подразделения на местах - от областных (http://mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/publish/article/67339) до районных (http://mvs.gov.ua/mvs/control/kyiv/uk/publish/article/86049;jsessionid=83114C6E368B258E7D228BAAD2ADBAAD ) являются именно территориальными, а не региональными.

При таком подходе в структуре МВД региональные органы вообще отсутствуют. В то же время, такие «региональные» имеются в других органах, в частности в СБУ (ст.11 Закона Украины «О службе безопасности Украины», так и называется - «Региональные органы службы безопасности Украины»). Поэтому, возможен вариант толкования, по которому слова «территориальный» и «региональный» приняты отдельно по отношению к каждому из органов, предусмотренных в п.8 ч.1 ст.3 и в п.4 ч.2 ст.3 Закона

     Кроме того, словари указывают на нецелесообразность употребления слова «регион» в привязке к адмистративно-территориальным единицам (http://slovopedia.org.ua/30/53408/26304.html), отмечая, что регион - это (и) большая индивидуальная территориальная единица (например, естественная, экономическая, политическая и т.д.), несколько отличная от существующего политического или административного деления (http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1 % 96% D0% BE% D0% BD), (и) определенная территориальная единица (район, область, зона), что отличается от других таких же единиц специфическими чертами (географическими, геологическими, этнографическими, экономическими и т. др. ) (http://sum.in.ua/s/reghion). В привязке к п.8 ч.1 ст.3 и в п.4 ч.2 ст.3 Закона, это может означать, что их положения применяются также и к руководителям городских районных, межрайонных, объединенных и других органов, указанных в п.8 ч.1 т.3 и п.4 ч.2 ст.3 Закона.

1.5. Подпадают под люстрацию руководители судов, которые сейчас тоже выборные?

     Да. Законом предусмотрена проверка всех профессиональных судей. Согласно ч.5 ст.20 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» пребывание судьи на административной должности в суде не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда, предусмотренных настоящим Законом. Поэтому руководители судов подпадают под люстрацию на общих основаниях как и все судьи. Отдельно для руководителей судов Закон критериев не содержит.

1.6. Будут ли люстровани КГБшники, которые помогали Украине, шли против системы?

     Да, будут. «Антикоммунистическая» ч. 4 ст. 3 Закона не содержит послаблений. Единственное исключение - если такой «КГБшники» участвовал в АТО на Востоке Украины (ч. 7 ст. 1 Закона).

1.7. Будет ли закон применен в нынешних кандидатов в народные депутаты?

     Не применяется. Ограничений относительно занятия должности народного депутата Закон не содержит.

1.8. Будут ли люстрованы все судьи или только те, кто был причастен к политическим репрессиям во время Майдана?

     Будут люстровани не все судьи. Будут люстровани только судьи, подпадающих под критерии, предусмотренные ст. 3 Закона, в частности, но не исключительно те, кто был причастен к политическим репрессиям во время Майдана (условное формулировки). Наряду с ними будут люстровани судьи, подпадающих под другие критерии в. 3 имели отношение к Компартии (ч.4 ст.3 Закона), сотрудничали с иностранными разведками (ч.7 ст. 3) и другие.

1.9. Подпадают под люстрацию судьи - они теперь выборные?

     Так, подпадают. Закон «О судоустройстве и статусе судей» не предусматривает выборность судей. Представляется, что термин «выборная должность» касается только должностей, избрание которых осуществляется гражданами, а не специально уполномоченным органом (Верховной Радой Украины). Иначе процедура увольнения профессиональных судей, как и основание для их увольнения, предусмотренные ст.5 Закона, просто теряет всякий смысл.

1.10. Будут ли люстровани прокуроры, занимающих должности с 1 декабря 2013 по 23 февраля 2014?

     Да, при условии, если они не уволились по собственному желанию (п.4 ч.2 ст.3 Закона). Также, возможно другое исключение - участие в АТО на Востоке Украины (ч.7 ст.1 Закона).

1.11. Будут ли люстрованы те, кто не написал заявление об увольнении, а оставался на своем посту, чтобы помогать бороться с режимом?

     Да. Единственное исключение - участие в АТО на Востоке Украины (ч.7 ст.1 Закона).

1.12. Подпадают ли под люстрацию депутаты, которые голосовали за законы 16 января?

     Нет. Ст.3 Закона, которая предусматривает критерии люстрации прямо не устанавливает такого критерия. Одновременно ч.7 ст.3 Закона предусматривает достаточно расплывчатые критерии, такие как «своими противоправными решениями, действием или бездействием привели к нарушению прав человека и основных свобод, признанных решением Европейского суда по правам человека», однако для этого случая нужно решение суда, вступившим в законную силу.

1.13. Подлежат ли "автоматической" люстрации руководители прокуратур городов и районных прокуратур? В ЗУ написано "руководители территориальных (региональных) органов прокуратуры". По этому поводу между рядовыми прокурорами много дискуссий, одни считают, что подлежатх все руководители и их замы, а другие - только на уровне областных прокуратур.

     Ситуация аналогична п.4

2. КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ ЗАКОН

2.1. Кто будет отвечать за воплощение закона?

     Прямой юридической ответственности за реализацию Закона не предусмотрено. Полномочия по разработке подзаконных НПА возложены на Министерство юстиции (в том числе порядок проверки), оно же публикует контакты всех органов, где будут проводиться проверки. Разработанные Министерством юстиции подзаконные НПА принимает Кабинет министров Украины. В отношении лиц, непосредственно осуществляющих люстрации см п.14.

2.2. Кто будет люстрировать?

     Согласно ч.4 ст.5 Закона, организация проведения проверки лиц возлагается на руководителя соответствующего органа, к полномочиям которого относится освобождение от должности лица, в отношении которого осуществляется проверка.
     Организация проведения проверки профессиональных судей возлагается на председателя суда, в котором работает судья.
     Организация проведения проверки членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания возлагается на руководителя органа, в котором работает.
     Тот есть, люстрировать будут лица, имеющие право увольнять лиц, подлежащих проверке.
     Кроме того, запрет, предусмотренный ч.3 ст.1 Закона могут применять суды, как основное или дополнительное наказание согласно Уголовному кодексу Украины.

2.3. Будет ли принят закон, который обеспечит люстрации тех, кто не фигурирует в законе?

     Закон не предусматривает принятия дополнительного закона. В то же время Закон не содержит запрета на принятие такого дополнительного закона или внесения изменений в уже принятый.

2.4. Как принять участие в воплощении закона о люстрации?

     Можно присоединиться к организации совещательного общественного органа по люстрации при Министерстве юстиции Украины, который должен быть создан не позднее, чем через месяц со дня вступления в силу закона (ч.1 ст.5 Закона).
     Также во время проверок отдельных лиц можно будет сообщать о фактах несоответствия люстрационным критериям этих лиц по адресам, телефонам, электронными адресами, которые должны быть объявлены Министерством юстиции.

2.5. Какие должны быть доказательства причастности госслужащих к преступлениям во время Майдана?

     Закон не устанавливает ни одной наявности доказательств. Доказывать можно всеми имеющимися средствами, а орган проверки обязан проверить такую информацию (абз.2 ч.3 ст.5 Закона).

2.6. Кому писать о негодяях, подлежащих люстрации?

     Писать необходимо в соответствующий орган государственной власти, в компетенцию которых входит проведение проверки, а также совещательного общественного органа по люстрации при Министерстве юстиции Украины в течение одного месяца со дня начала прохождения проверки, при этом контакты таких органов должно распространить Министерство юстиции Украины (абз.2 ч.3 ст.5 Закона).

2.7. Как скоро и каким образом будет проводиться люстрация судей?

    Согласно ч. 6 ст.5 Закона, предусмотрена очередность проведения проверок. Так, проверка председателя суда будет осуществляться во вторую очередь, после проверки Минюста. Затем будут проверяться заместители председателей судов, а рядовые судьи - в последнюю, четвертую очередь.

Организация проведения проверки профессиональных судей возлагается на председателя суда, в котором работает судья (абз.2 ч.4 ст.5 Закона). В случае выявления недостоверности указанных в заявлении сведений о неприменении запретов, предусмотренных Законом, или недостоверности сведений о наличии имущества (имущественных прав) и несоответствие стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в декларации об имуществе, доходах, расходах и зобов 'язанням финансового характера, поданной лицом за прошлый год, председатель суда направляет копию заключения о результатах проверки в Министерство юстиции Украины, которое в трехдневный срок со дня получения такого заключения направляет его в Высший совет юстиции и / или Высшей квалификационной комиссии судей Украины и обращается с предложением о принятии представления об освобождении судьи от должности.

Министерство юстиции Украины для целей настоящего Закона является субъектом обращений относительно представления об увольнении судей.

2.8. Будет ли конфисковываться имущество у тех чиновников, которые не прошли имущественную люстрацию?

     Нет. В Законе не говорится о конфискации имущества или никакое другое изъятие имущества. Такая конфискация возможна лишь в порядке применения соответствующих санкций Уголовного кодекса Украины.

2.9. Будет ли у тех, кто не прошел люстрационное проверку, возможность обжаловать решение?


     Да. Эта возможность предусмотрена в соответствии ч.8 ст.1 Закона.

Карл Волох. 10 вопросов и ответов к закону о люстрации